Семинар в Минске
ГлавнаяНовостиСеминар в Минске
21 марта 2018

Семинар в Минске

16 марта 2018 года на базе Института инклюзивного образования БГПУ состоялся республиканский научно-методический семинар (с международным участием) «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха».
Цель научно-практического мероприятия — обобщение результатов современных теоретических исследований и практического опыта в области обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

В работе семинара приняли участие более 150 человек: педагогические работники учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования; специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; родители, воспитывающие детей с нарушением слуха, профессорско-преподавательский состав Института инклюзивного образования БГПУ, магистранты, студенты.



Открывая работу научно-методического семинара, Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, отметила уникальность мероприятия, указав на его межведомственный характер. Она подчеркнула, что современная сурдопедагогика очень стремительно развивается благодаря прогрессу в медицине и технике (раннему выявлению нарушений слуха и раннему слухопротезированию). Однако важнейшим условием эффективности работы выступает высокая профессиональная компетентность учителя-дефектолога, владеющего арсеналом методических средств и умеющего их адекватно использовать.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Макарина-Кибак Людмила Эдуардовна, депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, Член Совета Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, доктор медицинских наук. В своем выступлении она подчеркнула актуальность темы мероприятия, а также акцентировала внимание на важности межведомственного подхода в решении проблем слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха. Людмила Эдуардовна отметила, что такой семинар — мечта ее жизни.

Директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук Хитрюк Вера Валерьевна указала на значимость интеграции науки и практики в разработке актуальных проблем образования, подчеркнула важность целенаправленной подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха, акцентировала внимание на роли Института инклюзивного образования и Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования в обеспечении качества этой работы.

16.jpg

Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Мулица Елена Алейзовна также отметила значимость мероприятия и призвала участников к активному обсуждению проблем коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Приветствуя участников, директор Благотворительного гуманитарного местного фонда «Гармония звуков» Шешко Яна Владимировна отметила важность семинара для родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха (а их было более 40 человек), подчеркнула предоставленную возможность обсуждения волнующих вопросов.

Центральным звеном научно-методического семинара стало выступление с докладом Королёвой Инны Васильевны, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, главного научного сотрудника СПб НИИ ЛОР, доктора психологических наук, профессора. В своем выступлении Инна Васильевна тщательно проанализировала и охарактеризовала современные подходы к слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты; раскрыла основные задачи обучения, воспитания и коррекционной работы.

Особые акценты Инна Васильевна сделала на условиях, необходимых для спонтанного овладения речью ребенком с нарушением слуха, путях реализации семейно-центрированного подхода в процессе слухоречевой реабилитации, мерах поддержки родителей, воспитывающих детей этой категории, а также профессиональных компетенциях специалистов, осуществляющих образовательный процесс с детьми с нарушением слуха. Важной для всех участников семинара стала возможность задать вопросы Королёвой И.В. – одному из главных специалистов в области развития слуха и речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. В завершении своего выступления Инна Васильевна предложила организовать совместно с Институтом инклюзивного образования БГПУ вебинар, посвященный проблеме слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха.

31.jpg

Заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Феклистова Светлана Николаевна сделала доклад на тему «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха в Республике Беларусь». В своем выступлении она охарактеризовала возможности получения образования детьми с нарушением слуха в нашей республике, раскрыла результаты научной, экспериментальной и инновационной деятельности в этой области, дала краткую характеристику разработанного белорусскими учеными программного и учебно-методического обеспечения, обозначила состояние и перспективы подготовки кадров по специальности «Сурдопедагогика».

Важным для решения задач межведомственного взаимодействия стало выступление заведующего отделением слухопротезирования ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» Козловой Светланы Владимировны на тему «Медицинская помощь детям с нарушением слуха в Республике Беларусь». Участники семинара имели возможность ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими оказание медицинской помощи этой категории детей, а также с историей аудиологического скрининга и кохлеарной имплантации.

Групповой доклад на тему «Технические аспекты слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха» был представлен сотрудниками трех организаций: Позняк Натальей Александровной, менеджером ООО «ОВЕРМЕДИКА», Пачковской Ольгой Александровной, сурдологом ООО «СОНУС» и Изосимовым Андреем Алексеевичем, клиническим специалистом MED-EL.

Прекрасным завершением первой части научно-методического семинара стала презентация документального фильма «Пусть мир услышит» (режиссеры Евгений Захаров и Аркадий Соснов, продюсер Наталья Конюшенко, г. Санкт-Петербург). Участники семинара получили уникальную возможность познакомиться с судьбами трех героев — людей с диагнозом «глухота», которые благодаря операции кохлеарной имплантации вновь обрели возможность слышать, вести полноценный образ жизни, найти себя в любимой профессии.

Трейлер фильма «Пусть мир услышит»
Фильм погружает зрителя в атмосферу другой жизни, стран и событий. Зритель сможет взглянуть на мир по-новому и узнать чуть больше о нашей привычной и неизведанной возможности слышать.
Опыт практической работы с детьми с нарушением слуха и их родителями был представлен во второй части научного мероприятия.

Мастер-класс «Аудиовизуальные комплексы как средство развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и первой ступени общего среднего образования» собрал наибольшее количество участников — более 65 человек. Этот мастер-класс стал первым обобщением опыта экспериментальной деятельности, которая реализуется в трех учреждениях образования республики: ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» и ГУО «Ясли-сад № 541 г. Минска» (научный руководитель проекта — Феклистова С. Н., к.п.н., доц.). Ведущими мастер-класса стали Веретенникова Алла Вячеславовна, директор ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», а также учителя-дефектологи указанных учреждений Раткевич Александра Владимировна, Ярошевич Татьяна Павловна, Дайлид Алла Сергеевна. Участники ознакомились с содержательными и организационными аспектами использования аудиовизуальных средств в процессе коррекционной работы по развитию связной речи детей с нарушением слуха разного возраста, а также получили возможность апробировать некоторые методические приемы, приняв участие в деловой игре.

Мастер-класс «Особенности настройки кохлеарного импланта у детей разного возраста. Технические рекомендации по пользованию кохлеарного импланта» был проведен сотрудниками ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» Прошиной Любовью Александровной (сурдопедагог) и Бурак Евгенией Викторовной (инженер) совместно с компанией MED-EL. Знаковым стало участие Изосимова Андрея Алексеевича, клинический специалист MED-EL (г. Москва). При проведении мастер-класса Андрей Алексеевич акцентировал внимание на технических аспектах кохлеарной имплантации, которые должны учитывать и педагоги, и родители с целью обеспечения результативности слухоречевой реабилитации детей.

23.jpg

Старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Глод Натальей Васильевной был организован мастер-класс «Формирование эмоционального благополучия у родителей детей с нарушением слуха». В процессе работы поднимались острые и волнующие темы, происходил поиск решения, возможность выхода из тупиковой ситуации.

Тема «Использование сравнительного подхода к формированию лингвистической компетентности неслышащих школьников в области жестового и русского языков (на материале конструкций с предлогами)» стала предметом обсуждения на мастер-классе, проведенном Русакович Ириной Кузьминичной, доцентом кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидатом педагогических наук. В процессе занятий слушатели познакомились с материалами исследований Г.Л. Зайцевой и ее последователей, результатами внедрения экспериментальных программ по жестовому языку и международного проекта «Распространим жест».

Подводя итоги семинара, директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук Хитрюк Вера Валерьевна поблагодарила всех выступающих за содержательные доклады, практикоориентированную направленность проведенных мастер-классов, отметила высокую активность всех участников семинара.

Отзывы:

Якусик Татьяна Афанасьевна, учитель-дефектолог Центра патологии слуха и речи Гродненской областной клинической больницы:

Все было замечательно! И продумано, и организовано. Хотелось бы ввести это в традицию, было бы иметь возможность встречаться, обсуждать проблемы, делиться опытом. С почином!!! И удачной дальнейшей работы!!!


Синькевич Екатерина, мама ребенка с кохлеарным имплантом:

Спасибо огромное организаторам за проведение семинара! Нам, как родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха, важно понимать, что в государстве ведется работа над тем, чтобы нашим детям была оказана грамотная педагогическая помощь. На этом семинаре мы увидели, что наши дети будут в надежных руках профессиональных специалистов, что поддержка им будет оказана на разных уровнях. Особенно был ценным опыт общения с Инной Васильевной Королёвой, она действительно гуру в этой области. Очень хорошо помню, когда после операции ее книги передавались в больнице из рук в руки, зачитывались «до дыр». Очень радует перспектива того, что белорусскими учеными подготовлена богатая методическая база для работы специалистов и родителей. Мы, как родители, очень надеемся на то, что будут организованы еще семинары и круглые столы, чтобы в ситуациях неформального общения была возможность задать больше вопросов спикеру.


Папа глухого ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию:

Огромное спасибо коллективу Института инклюзивного образования БГПУ за организацию такого семинара. Как родитель неслышащего ребенка, я был очень рад возможности ознакомиться со всеми аспектами проблемы моего сына и с медицинской стороны, и со стороны образования. Это так здорово, что можно получить информацию и по предстоящей имплантации, и по абилитации сразу от ведущих специалистов в одном месте, познакомиться с преподавателями, узнать, как на самом деле работать и общаться с моим малышом. И как же приятно было попасть во время на такое мероприятие! Этот семинар вывел нашу семью из состояния постоянного переживания на понятную дорогу преодоления наших трудностей.

Отдельно хочу поблагодарить за возможность встретиться с ведущим специалистом по нашей проблеме на территории СНГ — Инной Васильевной Королёвой. Не смотря на то, что мы с женой уже прочитали несколько ее книг до семинара, у нас оставались непонятные моменты, которые мы смогли прояснить в личной беседе.

Инна Васильевна, огромное спасибо вам за ваш труд! В ваших работах и на семинаре у вас получилось рассказать не только о проблеме, но и понятным языком объяснить как, когда и где ее решать. Спасибо за ответы и за возможность пообщаться лично — вы нам очень помогли и придали уверенности в том, что все 9 месяцев жизни нашего сына мы делали почти все правильно.

Это был отличный семинар, где я узнал, у кого и как лечить, где учить и как улучшить общение с моим сыном.


Коллектив Республиканского центра для детей дошкольного возраста с нарушением слуха:

Безусловно, новость о том, что данный семинар состоится вызвал особый интерес и среди специалистов, и среди родителей, имеющих детей с нарушением слуха. Каждый ожидал от этого семинара чего-то очень важного. Для кого-то было важно пополнить свои знания, кому-то — убедиться в выбранном направлении работы, получить ответы на возникающие вопросы, обрести поддержку, найти взаимопонимание. Ожидания были оправданы. Широкий круг участников, представляющих и образование, и здравоохранение, и общественные организации, и фирмы производители технических средств позволил объединиться в важных на современном этапе вопросах диагностики, слухопротезирования, обучения, социализации лиц с нарушением слуха.

Особого внимания заслуживало выступление Инны Васильевны Королевой, которая, погрузив в историю развития методов и подходов в обучении лиц с нарушением слуха, технического сопровождения процесса обучения, подвела к значимости использования слухоречевых методов реабилитации на современном этапе. «Живое» общение Инны Васильевны с участниками семинара в процессе презентации сделало выступление еще более информативным и практико-направленным. Были бы рады возможности посетить лекции Инны Васильевны по слухоречевой реабилитации детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

Выражаем особую благодарность Институту инклюзивного образования и всем организаторам данного семинара не только за возможность пополнить свои практические и теоретические знания, но и за возможность общения с единомышленниками.

Программа семинара



Смотрите также
Подписывайтесь на Telegram-канал нашего центра реабилитации!
Подписывайтесь на Telegram-канал нашего центра реабилитации!
Проект "Крепкая семья" в Сургуте
Проект "Крепкая семья" в Сургуте
Секреты первичной логопедической диагностики детей с ОВЗ
Секреты первичной логопедической диагностики детей с ОВЗ
Встречайте весенний выпуск журнала "Я слышу мир!"
Встречайте весенний выпуск журнала "Я слышу мир!"
Успейте зарегистрироваться на курс "Беседы о слухе в белые ночи" до 1 апреля!
Успейте зарегистрироваться на курс "Беседы о слухе в белые ночи" до 1 апреля!
Семинар «Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста»
Семинар «Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста»
С 8 Марта милые женщины!
С 8 Марта милые женщины!
3 марта - Международный день охраны здоровья уха и слуха
3 марта - Международный день охраны здоровья уха и слуха